1042107710831080108210801081 1087108610891090. 1057107710761084108010941072 2-1103 10421077108310801082108610751086 10871086108910901072.
Сегодня
Рецепты
  • Напитки
  •  Горячие блюда
  • Холодные блюда
  •  Десерты
  •  Выпечка
  •  Поминальная трапеза

Меню на любой день


Мы в сетях



Опрос
    Нужен ли такой сайт
       Конечно

       Конечно да

       Конечно нет

       Нет

       Да



Новые рецепты

    Календарь церковный, постов и трапез 2013 год


Календарь постов и трапез
даты указаны по новому стилю

2013 год

 

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

 Рождественский (Филиппов) поcт

28 ноября 2012 г. - 6 января 2013 г.

 

28 ноября - 19 декабря 2012 г.

горячее без масла

рыба

сухоядение

рыба

сухоядение

рыба

рыба

20 декабря 2012 г. - 1 января 2013 г.

горячее с маслом

горячее с маслом

2 - 6 января

сухоядение

горячее без масла

 

сухоядение

горячее без масла

 

сухоядение

горячее с маслом

горячее с маслом

 Зимний мясоед

20 января - 17 марта

 

рыба

 

рыба

 

 Великий пост

18 марта - 4 мая

сухоядение

горячее без масла

 

сухоядение

горячее без масла

 

сухоядение

горячее с маслом

горячее с маслом

 Весенний мясоед

12 мая - 30 июня

 

рыба

 

рыба

 
 Петров (Апостольский) пост

1 июля - 11 июля

горячее без масла

 

рыба

сухоядение

рыба

сухоядение

рыба

рыба

 Летний мясоед

12 июля - 13 августа

 

сухоядение

 

сухоядение

 

 Успенский пост

14 августа - 27 августа

сухоядение

горячее без масла

 

сухоядение

горячее без масла

 

сухоядение

горячее с маслом

горячее с маслом

 Осенний мясоед

28 августа - 27 ноября

 

сухоядение

 

сухоядение

 

 

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

 

Праздничные трапезы во время поста

 

Не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

 

 

Церковный календарь на 2013 год

церковный календарь постов и трапез 2013 год

Январь

28 ноября 2012 года - 6 января 2013 года - Рождественский (Филиппов) пост. С 28 ноября по 1 января включительно – нестрогий. Со 2 января по 6 января – строгий. По понедельникам пища без масла. По вторникам, четвергам пища с маслом. По субботам и воскресеньям разрешена рыба. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. Далее по 5 января 2013 года включительно: по понедельникам, средам и пятницам сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), по вторникам и четвергам пища без масла, по субботам и воскресеньям пища с маслом.

6 января – Навечерие Рождества Христова (канун, Рождественский сочельник). В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. По Церковному Уставу в рождественский сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво.

7 января – Рождество Христово. На основе евангельского свидетельства Церковный праздник рождества Христова близок к зимнему солнцестоянию, и по всей Европе отмечается 25 декабря. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Русская православная церковь отмечает праздник по старому стилю 7 января.

7 – 17 января – Святки (11 дней) - поста нет.

14 января – Обрезание Господне.

18 января – Навечерие Богоявления Господня (Крещенский сочельник). День накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия Агиасмы — крещенской святой воды для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. В сочельник, в навечерие праздника Крещения, положено говеть до вкушения святой воды, трапеза предписана один раз, после Божественной литургии. По Церковному Уставу в Крещенский сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво.

19 января – Крещение Господне (Святое Богоявление) - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». На праздник Богоявления или Крещения освящают воду. Иногда освящение проводится прямо на водоёмах в специально пробитых прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях.

20 января - 17 марта включительно - Зимний мясоед. По средам и пятницам разрешена рыба. В остальные дни зимнего мясоеда разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.

 

Февраль

15 февраля – Сретение Господне. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов.

24 февраля – 17 марта – три недели перед Великим постом.

24 февраля – Начало Триоди. Триодь, Триодион — богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенные каноны (трипеснцы), откуда и происходит название.Триодь постная содержит в себе молитвословия на дни Великого поста с приготовительными седмицами к нему и Страстной седмицы начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой субботы включительно.

25 февраля – 3 марта – Неделя о мытаре и фарисее – Всеядная неделя. Сплошная седмица: в это время разрешена скоромная пища, т.е. поста нет, в том числе и в среду, и в пятницу. Притча о мытаре и фарисее — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о важности искреннего покаяния и обличает гордыню. И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: “Господи, помилуй мя, грешнаго!”. Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью. На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели – это смирение и покаяние, а главное препятствие – гордыня.

 

Март

3 марта – Неделя о блудном сыне. Этот воскресный день, посвящаемый Церковью приготовлению к Великому посту, именуется Неделей о блудном сыне. В евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о сыне получившем от отца причитающуюся ему часть наследства и расточившем ее в увеселениях. Когда же блудный сын обнищал и осознал свою греховность, то вернулся к отцу и смиренно признал свое недостоинство именоваться его сыном; но радостный отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Эта притча являет всем нам образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему.

4 – 10 марта – Мясопустная неделя. Мясопустная неделя (“пестрая”) — последняя неделя перед Масленицей, после Всеядной недели. Название объясняется тем, что в ней дни скоромные чередуются с постными (среда, пятница), т. е. узаконена “пестрота”. Поскольку слово “пестрый” в русском языке нередко означает “ненадежный”, “неоднородный”, “пестрая” неделя считается не вполне счастливым временем, особенно для вступающих в брак, — обычно избегали свататься и устраивать свадьбы: “На “пестрой” жениться — голь да беда”; “На “пестрой” жениться — с бедой породниться”; “Оттого и баба пестра, что на “пестрой” замуж шла”.

9 марта — Вселенская мясопустная Родительская суббота. День поминовения усопших. В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных).

11 марта – 17 марта – Сырная (Масленица) — неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу сливочное масло, яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу Сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы. В среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

17 марта - Прощёное воскресенье - последний день недели Масленицы и последний день перед Великим постом, начинающимся в Чистый понедельник и продолжающимся до Пасхи. В Прощёное воскресенье во всех Православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланяются и просят друг у друга взаимного прощения. В это время литургически начинается Чистый понедельник. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Иссаия, глава I).

18 марта - 4 мая - Великий пост (строгий). Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим Постом, как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.

30 марта, 6 апреля, 13 апреля — Дни Особого Поминовения усопших. В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). 30 марта - Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста

 

Апрель

6 апреля - Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста.

13 апреля - Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста. В первый день Великого поста 2013 года предписывается полное воздержание от пищи. Во второй день Великого 2013 года поста по уставу – горячее без масла. В последующие три дня – сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером. В дальнейшем: Понедельник, среда, пятница – сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером. Вторник, четверг – растительная пища без масла – один раз в день, вечером. По другим православным источникам – сухоядение: уставы церковные формировались в разных монастырях. Поэтому постепенно возникло различие в традициях. Суббота, воскресенье – растительная пища с маслом дважды в день.

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.

27 апреля — Лазарева суббота - на трапезе разрешается рыбная икра. В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим.

28 апреля – Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой.
на трапезе разрешается рыба.

28 апреля - 4 мая 2013 года - Страстная седмица. Страстные дни – последние дни перед Пасхой – путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю. В Страстную седмицу желательно чаще бывать в храме, особенно в Великий Четверг, и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет Великий Пяток – распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы. Понедельник, вторник, среда, четверг – сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером. В последние два дня Великого поста 3 и 4 мая 2013 года предписывается полное воздержание от пищи.

 

Май

5 мая – Пасха – Светлое Воскресение Христово. На рассвете поспешили ко гробу Иисуса Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. День, в раннее утро которого воскрес Христос, приближался к вечеру. Ученики Его пребывали в печальном недоумении и колебании, несмотря на рассказ мироносиц. Тогда Господь не замедлил вечером того же дня явиться Сам сначала двум из них, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях». Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово “Пасха” пришло к нам из греческого языка и означает “прехождение”, “избавление”. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

5 – 11 мая – Сплошная Светлая Пасхальная седмица — неделя после Пасхи - поста нет.

9 мая – Поминовение усопших воинов. Родительский день

12 мая - 30 июня Весенний мясоед. До Дня Святой Троицы (с 12 мая по 23 июня 2013 года): По средам и пятницам разрешена рыба. В остальные дни весеннего мясоеда 2013 года разрешена скоромная пища, т.е. поста нет. Троицкая сплошная седмица с 24 – 30 июня: в это время разрешена скоромная пища, т.е. поста нет.

14 мая – Радоница - Родительский день. День поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе). Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом. В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

 

Июнь

13 июня – Вознесение Господне — (вознесение Иисуса Христа на небо в присутствии учеников — апостолов из 12-ти) — 40-й день после Пасхи. После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу. При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа). Праздник Троицы у восточных славян имел целый цикл праздничных дней, которые начинаются после седьмого четверга после Пасхи. Этот четверг выпадает как раз перед Троицей и называется «Семиком». В этот день издавна поминали покойников, которые погибли не от своей смерти. В первую очередь утопленников, самоубийц, а также детей, которые умерли некрещенными. Затем шла Родительская суббота, которую также называли «Троицкими дедами». Этот день считался одним из главных дней для поминания. Затем шел день Троицы, которую часто называли Русальной, или Зеленой. И следом Троицкая, или Зеленая неделя. На Зеленой неделе есть два особенных дня – в понедельник «Духов день», и в четверг – «Навская Троица» или «Русалкин Велик день». Украинцы и белорусы называют эти дни Зелеными святками. Все эти дни называли Зелеными именно потому, что в эти дни культ растительности имеет особое значение.
«Русалки» – обряд русского народа – проводы русалки, похороны русалки, изгнание русалки, летний праздничный обряд, уходящий корнями в языческие времена и сохранивший некоторые пережитки древних суеверий. В Троицкие дни заготавливалась троицкая зелень — срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника и т.п., а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их на голове на Троицу и в другие праздничные даты, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы; надевали венки на рога коровам, бросали ветки в огород. В Духов День часть троицкой зелени собирали, засушивали и использовали в качестве оберега от злых сил, молнии, пожара или для гаданий, лечебной магии и т. п. На заключительном этапе праздничного цикла уничтожали всю оставшуюся зелень — сжигали, бросали в глухие места и овраги, сплавляли по воде, забрасывали на деревья. Обязательное уничтожение троицкой зелени в завершение праздничного периода мотивировалось необходимостью избавиться от русалок, срок дозволенного пребывания которых на земле заканчивался.

20 июня – Семик — День поминовения покойников, которые погибли не от своей смерти. В первую очередь утопленников, самоубийц, а также детей, которые умерли некрещенными. С троицкими обычаями поминовения родственников, умерших преждевременной смертью, прямо соотносятся поверья о появлении на земле в этот период русалок — душ умерших детей или девушек, не доживших до вступления в брак.

22 июня – Троицкая вселенская Родительская суббота. «Троицкие деды». «Задушная». – День поминовения усопших. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы. В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

23 июня – День Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи (сошествие Святого Духа на апостолов в виде языков пламени на 50-й день после Пасхи). Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.
Святая Троица является одним из самых красивых православных праздников. В этот день принято украшать дом ветками березы, липы или клена, а также полевыми цветами. Отсюда и второе название этого Святого праздника – Зеленое воскресенье.

24 – 30 июня – Троицкая седмица — неделя после Троицы (Зеленая неделя, – «русальная», «проводная» – неделя перед Петровым постом).

24 июня – Духов день (День Святого Духа) . Зеленые святки – христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы. Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых (Деян.2:1-4). Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа. Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя). Святитель Лука Крымский говорил о том, что многие христиане не чувствуют Святой Дух, поскольку отгоняют его тем, что мечтают о земных благах. Но утешение, которое дает этот Дух, никогда не сравнится с земными радостями. Святой Дух дарит всем благодать через церковные таинства, молитвы и благословение. В жизни человека его проявления можно заметить по сердечной радости, высшим достижениям творчества, которые одухотворены или вдохновенны, по душевному покою. В Духов день или в воскресенье Всесвятской недели проводился обряд Похороны Костромы. Он завершает троицко-седмитские праздники, отсюда ритуалы проводов – похорон весны в образе Костромы. Кострому изображали девушка или парень в женской одежде. Обряд похорон сопровождался весельем, купанием, играми. Считалось, что с этого дня уже не будет заморозков с утра, наступят теплые дни лета. Не верь теплу до Духова дня!”, “Придет Свят-Духов день – будет на дворе, как на печке”, “Свят-Дух весь белый свет согреет!”. (Праздники и знаменательные даты… 1993. С. 112). Также в этот день зелень, которую раскладывали на Троицу, собирали и засушивали. Именно в Духов день собранные и засушенные травы и цветы считали самыми целебными, так как злые духи в этот праздник прячутся. Этими травами во время болезни окуривали больного, чтобы он быстро поправился.

27 июня – Навская Троица — Зеленые святки. Русалкин Велик день. В воскресенье Всесвятской недели или в Духов день проводился обряд Похороны Костромы.Проводы русалки, подобно похоронам Костромы, в некоторых местах знаменовали окончание хороводов накануне Петрова поста.

 

Июль

1 июля - 11 июля - Петров пост (нестрогий). Продолжительность поста в 2013 году: 11 дней. По средам и пятницам в Петров пост сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером. По понедельникам Петрова поста по информации из одних православных источников – сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером; по информации из других православных источников – растительная пища без масла. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу Петрова поста — горячая пища с маслом. По вторникам и четвергам в Петров пост растительная пища с маслом и вино (при этом рыба разрешается в дни памяти великого святого или во дни храмового праздника), по другим православным источникам по вторникам и четвергам Петрова поста разрешена рыба. По субботам и воскресеньям в Петров пост разрешается растительная пища с маслом, вино и рыба. По поводу вина протоиерей Димитрий Смирнов пояснил так в прямом эфире радио “Радонеж”: “Вино разрешено тем, кто постится с сухоядением”.

Ночь с 6 на 7 июля Иван Купала (Купало, Иванов день, Иван Травник) — народный праздник летнего солнцестояния древнего происхождения. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20—22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В наше время в России дата рождения Иоанна Крестителя приходится на 7 июля, так как Русская православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Издревле Иванов день праздновался в ночь с 23 на 24 июня практически по всей Европе. В эту ночь холмы и речные долины покрывались многочисленными огнями. В Славии, Германии, Скандинавии, Британии и Руси люди зажигали костры — «очи Света». И, пока длится это святое и странное время, нужно многое успеть: перепрыгнуть через костер, омыться в живительных водах, собрать травы, которые только на Купалу и набираются особой целебной силы. А еще нужно прогнать через угли стадо, чтобы избавить скот от всех хворей. Самые отважные купальщики ходили в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет.

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи. На основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Христом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию (а Рождество Христово — к зимнему). Таким образом, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться (согласно словам самого Иоанна «ему должно расти, а мне умаляться» — лат. Illum oportet crescere, me autem minui). Русская православная церковь отмечает праздник по старому стилю 7 июля.

12 июля – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля - 13 августа - Летний мясоед. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. В остальные дни недели скоромная пища.

 

Август

14 августа – Медовый Спас (Спас на воде): первый Спас августа. Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — ‘Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня’. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не ‘происхождение’, а ‘предысхождение’, то есть вынос. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот ‘на водах’!

14 по 27 августа - Успенский пост (строгий). По понедельникам, средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. По вторникам и четвергам можно есть отварные овощи, но без масла. По субботам и воскресеньям разрешается и елей. До 19 августа 2013 года, праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения. По понедельникам, средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. По вторникам и четвергам можно есть отварные овощи, но без масла. По субботам и воскресеньям разрешается и елей.

19 августа – Преображение Господне. Яблочный Спас: второй Спас августа - по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. Однажды, гласит Евангелие, Иисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». К этому времени поспевают яблоки. »На второй Спас и нищий яблочко съест» — в Преображение обязательно соблюдался обычай оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

28 августа - 27 ноября - Осенний мясоед. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. В остальные дни недели скоромная пища.

29 августа – Ореховый Спас (холщовый Спас): третий Спас августа. Ореховый – потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С «холщовым» дело обстоит немного сложнее. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя – куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают».

 

Сентябрь

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи - Родительский день. День поминовения усопших. День постный: пост должен состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых». По православной традиции в этот день не едят круглых овощей. В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных).

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября – Воздвижение Креста Господня. Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием. День постный: положено вкушать овощи и растительное масло.

 

Октябрь

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ.

 

Ноябрь

2 ноября – Димитровская (Дмитриевская) Родительская суббота. День поминовения усопших. Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского – 8 ноября н.ст.). В этот день, как и в другие родительские дни, православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей.

28 ноября 2013 - 6 января 2014 года Рождественский пост или Филиппов пост. С 28 ноября 2013 по 1 января 2014 включительно – нестрогий. Со 2 января по 6 января 2014 – строгий. С 28 ноября 2013 года до 19 декабря 2013 года, дня памяти святителя Николая: По понедельникам пища без масла. По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям разрешена рыба. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. Во время поста по 1 января 2014 года включительно: По понедельникам пища без масла. По вторникам, четвергам пища с маслом. По субботам и воскресеньям разрешена рыба. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. Далее по 5 января 2014 года включительно: по понедельникам, средам и пятницам сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), по вторникам и четвергам пища без масла, по субботам и воскресеньям пища с маслом.

Декабрь

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. На трапезе разрешена рыба.